Модели совокупностей должностей вице-спикеров российских региональных парламентов: нужна ли унификация форм руководства легислатурами?

Научная статья
  • Дмитрий Анатольевич Соловьев Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия dmitry.a.solovev@yandex.ru
    Elibrary Author_id 1039598 SPIN 3316-3872
Для цитирования
Соловьев Д. А. Модели совокупностей должностей вице-спикеров российских региональных парламентов: нужна ли унификация форм руководства легислатурами? // Власть и элиты. 2023. Том 10. № 2. С. 65–101. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2023.10.2.4 EDN: ANRZPQ

Аннотация

Цель статьи — составление классификации совокупностей должностей вице-спикеров в легислатурах субъектов РФ. Периоды осуществления полномочий легислатурами именуются циклами: от действующего, цикл 0, к предыдущему, цикл 1, и т.д. С помощью метода контент-анализа изучаются два среза: циклы 1 и 0 легислатур после единого дня голосования 10 сентября 2023 г. Должности вице-спикеров различны по типу: первые вице-спикеры и вице-спикеры. В структуре руководства легислатуры они располагаются соответственно на верхнем и нижнем уровнях, а должность председателя легислатуры — на высшем. Модель совокупности должностей вице-спикеров в легислатуре определяется в зависимости от количества и типа должностей вице-спикеров. Каждая модель имеет свой уникальный шифр, на основании которого также можно установить вид иерархии руководства в легислатуре (простой, сложный, сложно-перевернутый или очень сложный) и класс структуры руководства легислатурой: двух- или трехуровневая структура. При изучении трансформации моделей используется шкала «Постоянство — Изменчивость». В ходе исследования идентифицировано 18 уникальных моделей. Модели трансформировались в легислатурах 41 субъекта РФ. Доминирующая форма трансформации моделей — увеличение количества позиций вице-спикеров. Установлено, что в генеральной совокупности чаще всего встречаются иерархии вида «Сложные», а среди моделей наиболее распространенной является модель «0-2». Дано определение концепта «новые территории России». Обнаружено, что в легислатурах большинства новых территорий России утверждена модель «1-3», существующая в Государственном Совете Республики Крым. В результате анализа выявлен средний уровень зрелости структуры руководства в легислатурах. Доказано, что от цикла 1 до цикла 0 увеличилось количество позиций вице-спикеров в легислатурах. Сделан вывод о необходимости унификации моделей. Теоретическая значимость работы заключается в создании алгоритма, позволяющего классифицировать структуры руководства в легислатурах на основании данных о количестве и типах должностей вице-спикеров.
Ключевые слова:
региональные политические режимы, законодательные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации, региональные легислатуры, региональная законодательная элита, руководящие должности в региональных парламентах, совокупности должностей вице-спикеров в легислатурах

Биография автора

Дмитрий Анатольевич Соловьев, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия
аспирант кафедры международных отношений и политологии

Литература

1. Аджоглян А.Г. Эффективность регионального парламента: количество против качества // Регионология. 2016. № 2 (95). С. 7–17. EDN: VZYXID.

2. Арутюнов А.Г. Особенности региональных выборов в современной России (по материалам пяти субъектов Российской Федерации) // Власть. 2021. Т. 29, № 3. С. 99–103. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i3.8147. EDN: UULBCJ.

3. Быстрова А.С., Даугавет А.Б., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Региональная политическая элита: бассейн рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2020. Т. 7, № 1. С. 76–122. https://doi.org/10.31119/pe.2020.7.1.4. EDN: HHPAWU.

4. Гончаров Д.В. Российский регион как предмет институционального политического анализа // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2008. № 9. С. 7–20. EDN: LDGQRB.

5. Девятиярова А.И. Динамика политической структуры регионального парламента как фактор организации законотворческого процесса в Алтайском крае (1990–2000-е гг.) // Вестник Пермского университета. Политология. 2012. № 4 (20). С. 20–32. EDN: PJFPLJ.

6. Дука А.В. Новый нобилитет российских регионов // Власть и элиты. 2019. Т. 6, № 1. С. 169–196. https://doi.org/10.31119/pe.2019.6.1.8. EDN: WHWHAC.

7. Князев С.Д. Профессиональный депутатский мандат: доступность и условия замещения в субъектах Российской Федерации // Вестник Сибирского юридического института МВД. 2011. № 1. С. 93–100. EDN: QBVBEV.

8. Козлова Н.Н., Рассадин С.В. Основные вехи и тенденции развития региональных легислатур (на примере Тверской области) // Социально-политические процессы в меняющемся мире: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. В.П. Гаврикова. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С. 5–13. EDN: TYEFBU.

9. Колодиев Н.Н. Сайт регионального парламента как инструмент информирования общественности // Информация — Коммуникация — Общество. 2010. Т. 1. С. 72–73. EDN: YLNFCJ.

10. Конько С.Г. Лоббисты в региональных парламентах России: пример Новосибирской области // Вопросы политологии. 2021. Т. 11, № 5 (69). С. 1411–1418. https://doi.org/10.35775/PSI.2021.69.5.011. EDN: ACCNGI.

11. Кынев А.В., Любарев А.Е., Максимов А.Н. Региональные и местные выборы 8 сентября 2013 года: тенденции, проблемы и технологии. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2014. 312 с. EDN: VRXZBC.

12. Кынев А.В., Любарев А.Е., Максимов А.Н. Региональные и местные выборы 2014 года в России в условиях новых ограничений конкуренции. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2015a. 372 с. EDN: YUMOMP.

13. Кынев А.В., Любарев А.Е., Максимов А.Н. На подступах к федеральным выборам — 2016: Региональные и местные выборы 13 сентября 2015 года. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2015b. 565 с. EDN: YUMOMX.

14. Кынев А.В., Любарев А.Е., Максимов А.Н. Российские выборы — 2017: преемственность и изменение практик между двумя федеральными кампаниями. М.: Фонд «Либеральная Миссия»., 2018. 514 с. EDN: YUMONN.

15. Лекторова Ю.Ю., Окатьева К.В. Связи с общественностью в органах власти: опыт регионального парламента // Города и местные сообщества. 2017. Т. 2. С. 166–173. EDN: ZRKQXD.

16. Мартьянов Д.С. Сравнительный анализ репрезентации сайтов региональных парламентов в России и США // PolitBook. 2013. № 3. С. 87–98. EDN: SBMXBJ.

17. Милаева О.В., Морозов С.Д. Модель политического представительства Пензенской области (анализ депутатского корпуса законодательного собрания Пензенской области и Пензенской городской Думы) // PolitBook. 2020. № 3. С. 52–79. EDN: ELIGKP.

18. Миллс Р. Властвующая элита. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 543 с.

19. Подкорытова А.С. Совершенствование официальных интернет-порталов региональных законодательных органов власти как способ повышения открытости политических институтов (на примере анализа официального сайта парламента Пермского края) // Перевод, реклама и PR в современной коммуникации. 2018. Т. 1. С. 127–140. EDN: BAVWMY.

20. Помигуев И.А. Возможности влияния региональных парламентов на Федеральный законодательный процесс в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 4. С. 96–98. EDN: VVSJIH.

21. Пугачев А.Н., Страхов К.А. Парламент на ладони. Рейтинг открытости парламентов российских регионов: исследование третье. СПб.: Фонд развития городского самоуправления «1870», 2023. 40 с. EDN: GQHGZI.

22. Рыбакова С.С. Региональный парламент в политическом пространстве субъектов Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов: Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2016. 23 с. EDN: XXGJQU.

23. Семенова В.Г., Скороходова О.С. Качественный состав регионального парламента как показатель внутриэлитной интеграции и конкуренции: опыт Саратовской области // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17, № 4. С. 12–20. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2017-4-12-20. EDN: ZRJZRV.

24. Соловьев Д.А. Определение влиятельности заместителей председателя Тамбовской областной Думы VI созыва (2016–2021) // Глобальные вызовы в меняющемся мире: тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного знания: 6-й молодежный конвент УрФУ: материалы междунар. конф., Екатеринбург, 24–26 марта 2022 года. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. С. 560–563. EDN: LKOZWO.

25. Танцура М.С. Региональный парламентаризм в условиях снижения эффективности системы представительства // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 1 (52). С. 106–111. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-1/106111. EDN: SKPPVS.

26. Чирикова А.Е. Институт представительной власти в российских регионах: неоинституциональный анализ // Властные структуры и группы доминирования: Материалы Х Всерос. семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 307–343. EDN: UMSTZP.

27. Шараев П.С. Региональный парламентаризм: историография проблемы (1990–2000-е гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (144). С. 75–79. EDN: RZCQFT.

28. Golosov G.V. Russia’s Centralized Authoritarianism in the Disguise of Democratic Federalism: Evidence from the September 2017 Subnational Elections // International Area Studies Review. 2018. Vol. 21, iss. 3. P. 231–248. https://doi.org/10.1177/2233865918789521. EDN: YCAQGD.

29. Golosov G.V. The September 2015 Regional Elections in Russia: A Rehearsal for Next Year’s National Legislative Races // Regional & Federal Studies. 2016. Vol. 26, iss. 2. P 255–268. https://doi.org/10.1080/13597566.2015.1124865. EDN: WOHRIL.

30. Reuter O.J., Turovsky R. Dominant Party Rule and Legislative Leadership in Authoritarian Regimes. Party Politics. 2014. Vol. 20, iss. 5. P. 663–674. https://doi.org/10.1177/1354068812448689. EDN: UEVUWR.
Статья

Поступила: 02.08.2023

Опубликована: 19.10.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Соловьев, Д.А. 2023. Модели совокупностей должностей вице-спикеров российских региональных парламентов: нужна ли унификация форм руководства легислатурами?. Власть и элиты. 10, 2 (ноя. 2023), 65–101. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2023.10.2.4.
Раздел
Субнациональные легислатуры