Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования

Научная статья
Для цитирования
Тев Д. Б. Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования // Власть и элиты. 2024. Том 8. № 1. С. 28-65. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2021.8.1.2 EDN: CGOTCJ

Аннотация

Рассматриваются каналы рекрутирования спикеров легислатур субъектов РФ и особенности их карьеры как до избрания, так и после ухода с должности. Эмпирической основой исследования послужила биографическая база данных председателей региональных законодательных собраний всех созывов после окончания полномочий последних советов народных депутатов и до февраля 2019 г. Установлено, что спикеры сильно укоренены в органах политико­административной власти советского общества, хотя доля номенклатурных, прежде всего партийных, кадров имеет выраженную тенденцию к уменьшению. Основным каналом рекрутирования спикеров и местом их работы после отставки являются органы представительной власти, прежде всего региональные легислатуры. Избрание спикеров из относительно опытных депутатов­профессионалов может свидетельствовать об известной автономизации и институционализации законодательных собраний. Впрочем, эта тенденция довольно ограниченна: тесная связь с влиятельными внешними силами (административными, экономическими), контролирующими легислатуру, может выступать «вытягивающим» фактором законодательной карьеры, освобождая спикеров от необходимости предварительного политического «ученичества» в парламенте. Важный канал рекрутирования спикеров — административные органы, прежде всего региональные и местные, что во многом отражает зависимость формирования и функционирования легислатур от губернаторов, стремящихся поставить во главе них персон из своей клиентелы. Существенно реже спикеры работают в административных структурах после отставки, прежде всего на посту губернатора, причем практика их рекрутирования на эту должность была наиболее распространена в 1990­е годы. Значимым источником рекрутирования спикеров служит бизнес, однако непосредственных выходцев из коммерческих организаций (чаще всего из крупных по региональным меркам) относительно немного, что может отражать как важность предварительной политической профессионализации для достижения этого поста, так и контроль над законодательными собраниями со стороны губернаторов, которым частные бизнесмены могут казаться слишком независимыми фигурами для роли спикера. Реже спикеры заняты в бизнесе после ухода с должности, при этом довольно распространены их возвраты в те компании, в которых, они работали до избрания.
Ключевые слова:
спикеры, региональные легислатуры, каналы рекрутирования, карьера, номенклатурный опыт, представительные органы, административные органы, бизнес

Биография автора

Денис Борисович Тев, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Сектор социологии власти и гражданского общества

Литература

1. Барсукова С.Ю., Левин С.Н. Соотношение административного и финансового ресурсов в ходе избирательных кампаний в современной России: региональная специфика // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 41–59.

2. Богатырева Л.В. Механизмы рекрутирования глав региональных законодательных собраний (на примере регионов ЦФО) // Политическая наука. 2012. № 1. С. 175–189.

3. Быстрова А.С. Типы карьер представителей региональной административно-политической элиты и факторы, влияющие на карьерные различия // Властные структуры и группы доминирования / под. ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 76–93.

4. Быстрова А.С., Даугавет А.Б., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Институционализация политической элиты: источники рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2019. Т. 6, № 2. С. 24–66.

5. Быстрова А.С., Даугавет А.Б., Дука А.В., Колесник Н.В., Невский А.В., Тев Д.Б. Региональная политическая элита: бассейн рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2020. Т. 7, № 1. С. 76–122.

6. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. Политические исследования. 1998. № 1. С. 87–105.

7. Даугавет А.Б. Представительная власть Санкт-Петербурга как неформальный институт (2000–2011) // Властные структуры и группы доминирования / под. ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 344–369.

8. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51–65.

9. Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. Политические исследования. 2002. № 3. С. 142–155.

10. Кынев А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2020. 1030 с.

11. Петров Н. Корпоративизм vs регионализм // Pro et Contra. 2007. № 4–5 (38). C. 75–89.

12. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / под ред. А.В. Дуки. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

13. Сафронов В.В. Консолидация авторитаризма или демократизация: поддержка путинского режима элитой С.-Петербурга // Условия и возможности консолидации российского общества: сб. науч. трудов СИ РАН / отв. ред. А.В. Дука, И.И. Елисеева. СПб.: Нестор-История, 2010. С. 30–110.

14. Тев Д.Б. Депутаты Государственной Думы РФ VI созыва: социально-профессиональные источники рекрутирования // Экономическая социология. 2017. Т. 18, № 5. С. 52–86.

15. Тев Д.Б. Спикеры легислатур субъектов РФ: каналы рекрутирования и карье ра // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 1. С. 52–75.

16. Туровский Р.Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 82–92.

17. Туровский Р.Ф., Сухова М.С. Кооптация оппозиции в региональных парламентах России: игра с нарушением правил // Полития. 2021. № 2 (101). С. 121– 143.

18. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 480 с.

19. Шириков А. Анатомия бездействия: Политические институты и конфликты в бюджетном процессе регионов России. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. 276 с. (Труды факультета политических наук и социологии).

20. Böröcz J., Róna­Tas Á. Small Leap Forward: Emergence of New Economic Elites // Theory and Society. 1995. Vol. 24, № 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 751–781.

21. Carnes N. Does the Numerical Underrepresentation of the Working Class in Congress Matter? // Legislative Studies Quarterly. 2012. Vol. 37, № 1. P. 5–34.

22. Carnes N., Lupu N. Rethinking the Comparative Perspective on Class and Representation: Evidence from Latin America // American Journal of Political Science. 2015. Vol. 59, № 1. P. 1–18.

23. Chaisty P. The Preponderance and Effects of Sectoral Ties in the State Duma // Europe-Asia Studies. 2013. Vol. 65, № 4. P. 717–736.

24. Gandhi J., Przeworski A. Authoritarian Institutions and the Survival of Autocrats // Comparative Political Studies. 2007. Vol. 40, № 11. P. 1279–1301

25. Golosov G. Growing Old Without Grace: Electoral Authoritarianism And The Age Composition Of Russia’s Regional Legislative Assemblies // Representation. 2014. Vol. 50, №4. Р.509–526.

26. Golosov G.V. Legislative Turnover and Executive Control in Russia’s Regions (2003–2014) // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69, № 4. P. 553–570.

27. Hale H.E. Explaining Machine Politics in Russia’s Regions: Economy, Ethnicity, and Legacy // Post-Soviet Affairs. 2003. Vol. 19, № 3. P. 228–263.

28. Hanley E., Yershova N., Anderson R. Russia — Old Wine in a New Bottle? The Circulation and Reproduction of Russian Elites, 1983–1993 // Theory and Society. 1995. Vol. 24, № 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 639–668.

29. Heinsohn T., Schiefer M. Advancing to positions of power in parliament — does seniority matter? // The Journal of Legislative Studies. 2019. Vol. 25, № 4. P. 511–532.

30. Jensen N.M., Malesky E., Weymouth S. Unbundling the Relationship between Authoritarian Legislatures and Political Risk // British Journal of Political Science. 2014. Vol. 44, № 3. P. 655–684.

31. Malesky E., Schuler P. Nodding or Needling: Analyzing Delegate Responsiveness in an Authoritarian Parliament // American Political Science Review. 2010. Vol. 104, № 3. P. 482–502.

32. Reuter O.J., Robertson G.B. Legislatures, Cooptation, and Social Protest in Contemporary Authoritarian Regimes // The Journal of Politics. 2015. Vol. 77, № 1. P. 235–248.

33. Reuter O.J., Turovsky R. Dominant party rule and legislative leadership in authoritarian regimes // Party Politics. 2014. Vol. 20, № 5. P. 663–674.

34. Samuels D. Ambition, Federalism, and Legislative Politics in Brazil. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

35. Szakonyi D. Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns // American Political Science Review. 2018. Vol. 112, № 2. P. 322–338.

36. Szelényi I., Szelényi S. Circulation or Reproduction of Elites during the PostCommunist Transformation of Eastern Europe // Theory and Society. 1995. Vol. 24, № 5 (Special Issue on Circulation vs Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe). P. 615–638.

37. Witko C., Friedman S. Business Backgrounds and Congressional Behavior // Congress & the Presidency. 2008. Vol. 35, № 1. P. 71–86.

38. Wright J. Do Authoritarian Institutions Constrain? How Legislatures Impact Economic Growth and Foreign Aid Effectiveness // American Journal of Political Science. 2008. Vol. 52, № 2. P. 322–342.
Статья

Поступила: 03.05.2021

Опубликована: 02.08.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Тев, Д.Б. 2024. Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования. Власть и элиты. 8, 1 (ноя. 2024), 28-65. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2021.8.1.2.
Раздел
Региональные элиты России