К вопросу об элитарных аспектах образовательной политики

Научная статья
  • Владимир Александрович Гуторов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия gut-50@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8063-2558
    Elibrary Author_id 72442 SPIN 7952-4892
    ResearchID F-7724-2013
Выражение признательности
Статья подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук» (проект «Современные концепции общественного согласия: актуальные проблемы политической теории и практики», регистрационный номер в ЕГИСУ НИОКТР 1022061600085-5-5.6.1) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Экспертного института социальных исследований.
Для цитирования
Гуторов В. А. К вопросу об элитарных аспектах образовательной политики // Власть и элиты. 2022. Том 9. № 2. С. 185–206. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.2.8 EDN: NMNQEY

Аннотация

В современном мире образование является тем структурирующим механизмом, с помощью которого как рядовые граждане, так и влиятельные общественные группы стремятся обеспечить и улучшить свое социальное и экономическое положение. Выбор форм школьного и университетского образования, как правило, характеризует ориентации социальных групп в отношении конкретных академических свидетельств, которые, как считается, имеют вес в различных социальных пространствах и секторах занятости. Во многих местных, национальных и даже международных контекстах определенные типы образовательных институтов понимаются как существенный сегмент сети институциональных каналов, которые более или менее гарантируют продвижение к будущим доминирующим экономическим и социальным позициям. Кроме того, для многих представителей более обеспеченных социальных групп образование является важнейшей «стратегией отличия». В рамках такого подхода изучение элит в современной критической литературе нередко ограничивается так называемой «репродуктивной точкой зрения», сторонники которой усиленно акцентируют внимание на «разоблачении» высшего образования как «распределительного центра неравенства». При этом вполне позитивные процессы структурирования и упорядочивания, присущие образованию «по природе», отодвигаются на второй план. Образование рассматривается как процесс, направленный на легитимацию властных структур, сохранение устойчивого равновесия между политическими институтами, конкретными секторами обучения и социальной стратификацией. С этой точки зрения ведущие университеты «консервируют» социальное неравенство, в подавляющем большинстве случаев обучая элитные социальные группы с высоким уровнем дохода. В статье предпринимается попытка ответить на актуальный вопрос: какую роль играют современные теоретические дискуссии о роли элит, прежде всего политических, в интерпретации обозначенных выше процессов и трансформаций. В методологическом плане ответ на данный вопрос во многом зависит от специфики современных интерпретаций понятия «элита». Один из наиболее принципиальных выводов автора состоит в том, что анализ процессов эволюции образовательных стратегий, их адаптации к изменениям в социальной структуре, политике и новой институциональной среде, а также изучение влияния этих стратегий на системы образования на национальном и глобальном уровнях по-прежнему остается одной из главных задач социальных наук, решение которых возможно только на междисциплинарном уровне. Многочисленные проблемы, связанные с интерпретацией новой глобальной динамики, следствием которой, безусловно, является зарождение международных структур, формирующих идентичность, статус, траектории и методы элитного образовании, еще долго будут привлекать внимание ученых.
Ключевые слова:
образование, элита, государство, средняя школа, университет, образовательные стратегии, меритократия, неолиберализм, классовая дифференциация, глобальная динамика

Биография автора

Владимир Александрович Гуторов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии

Литература

1. Ansell B.W., Samuels D. J. Inequality and Democratization: An Elite-Competition Approach. New York: Cambridge University Press, 2014. 226 p.

2. Benda J. La trahison des clercs. Paris: Editions Grasset, 2003. 334 p.

3. Börjesson M., Broady D., Dalberg T., Lidegran I. Elite Education in Sweden: A Contradiction in Terms? In: Elite Education: International Perspectives. Ed. by C. Maxwell, P. Aggleton. London; New York: Routledge, 2016, pp. 92–103.

4. Bourdieu P., Passeron J. C. Reproduction in Education, Society and Culture. London; Newbury Park; New Delhi: Sage Publications, 1990. 254 p.

5. Brown W. In the Ruins of Neoliberalism: The Rise of Antidemocratic Politics in the West. New York: Columbia University Press, 2019. 248 p.

6. Capital at the Brink: Overcoming the Destructive Legacies of Neoliberalism. Ed. by Jeffrey R. Di Leo, U. Mehan. Ann Arbor: Open Humanities Press, 2014. 277 p.

7. Chomsky N., Polychroniou C. J. The Precipice: Neoliberalism, the Pandemic and the Urgent Need for Social Change. Chicago: Haymarket Books, 2021. 368 p.

8. Dahl R. A. A Critique of the Ruling Elite Model. American Political Science Review, 1958, no. 52, pp. 463–469.

9. Deppe U., Kastner H. Exklusive Bildungseinrichtungen in Deutschland. Entwicklungstendenzen und Identifizierungshurden. In: Elite und Exzellenz im Bildungssystem — Nationale und internationale Perspektiven. H.-H. Krüger, W. Helsper (Hrsg.). Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. Supplement 17. Wiesbaden: Springer VS, 2014, S. 263–283.

10. Deppe U., Helsper W., Kreckel R., Krüger H.-H., Stock M. Germany’s Hesi tant Approach to Elite Education. In: Elites, Privilege and Excellence: The National and Global Redefinition of Educational Advantage. Ed. by A. van Zanten, S. J. Ball, B. DarchyKoechlin. London: Routledge, 2015, pp. 82–94.

11. Deppe U., Krüger H.-H. Elite Education in Germany? Trends, Developments and Challenges // In: Elite Education: International Perspectives. Ed. by C. Maxwell, P. Aggleton. London; New York: Routledge, 2016, pp. 104 –113.

12. Di Leo J.R. Catastrophe and Higher Education: Neoliberalism, Theory, and the Future of the Humanities. Palgrave Macmillan, 2020. 272 p.

13. Edgerton S., Farber P. Introduction: Dreaming the Academy. In: Imagining the Academy: Higher Education and Popular Culture. Ed. by S. Edgerton, G. Holm, T. Daspit, P. Farber. New York: Routledge Falmer, 2005, pp. 1–13.

14. Educating Elites: Class Privilege and Educational Advantage. Ed. by A. Howard, R. Gaztambide-Fernandez. Lanham; New York; Toronto; Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Education, 2010. 214 p.

15. Elite Education: International Perspectives. Ed. by C. Maxwell, P. Aggleton. London; New York: Routledge, 2016. 202 p.

16. Gaztambide-Fernandez R. The Best of the Best: Becoming Elite at an American Boarding School. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2009. 312 p.

17. Gaztambide-Fernandez R., Maudlin J.G. “Private Schools in the Public System”: School Choice and the Production of Elite Status in the USA and Canada. In: Elite Education: International Perspectives. Ed. by C. Maxwell, P. Aggleton. London; New York: Routledge, 2016, pp. 55–68.

18. Judis J.B. The Paradox of American Democracy: Elites, Special Interests, and the Betrayal of Public Trust. New York: Pantheon Books, 2000. 320 p.

19. Judis J.B. The Populist Explosion: How the Great Recession Transformed American and European Politics. New York: Columbia Global Reports, 2016. 184 p.

20. Judis J.B. The Socialist Awakening: What’s Different Now about the Left. New York: Columbia Global Reports, 2020. 127 p.

21. Judis J.B. The Politics of Our Time: Populism, Nationalism, Socialism. New York: Columbia Global Reports, 2021. 432 p.

22. Kreckel R. Zwischen Spitzenforschung und Breitenausbildung. In: Bildungsungleichheit Revisited. H.-H. Krüger, U. Rabe-Kleberg, R.-T. Kramer, J. Budde (Hrsg.). Wiesbaden: VS Verlag, 2010, S. 235–256.

23. Krüger H.-H., Helsper W., Sackmann R., Breidenstein G., Brockling,U., Kreckel R., Mierendorff J., Stock M. Mechanismen der Elitebildung im deutschen Bildungssystem. Ausgangslage, Theoriediskurse, Forschungsstand. Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. 2012, no. 15(2), pp. 327–343.

24. Lukes S. Power: A Radical View. Third Edition. London: Red Globe Press, 2021. 244 p.

25. Mayerhöffer E. Elite Cohesion in Mediatized Politics: European Perspectives. London; New York: Rowman & Littlefield International Ltd., 2021. 240 p.

26. Neoliberalism and Education Systems in Conflict: Exploring Challenges Across the Globe. Ed. by Kh. Arar, D. Örücü, J. Wilkinson. New York; London: Routledge, 2021. 212 p.

27. Panigrahi S. Ideology, Conflict and State Control in Higher Education. A Sociological Analysis. Los Angeles et al.: Sage, 2022. 310 p.

28. Pasquali P. Héritocratie: Les élites, les grandes écoles et les mésaventures du mérite (1870–2020). Paris: La Découverte, 2021. 311 p.

29. Popkewitz T. S. Inventing the Modern Self and John Dewey: Modernities and the Traveling of Pragmatism in Education. New York: Palgrave Macmillan, 2005. 302 p.

30. Popkewitz T. The Sociology of Education as the History of the Present: Fabrication, Difference and Abjection. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2013. vol. 34, issue 3, pp. 1–18.

31. Schmid G. The Treachery of the Elites: On Political Discontent. Berlin etc.: Peter Lang, 2021. 217 p.

32. Shipman A., Turner B., Edmunds J. The New Power Elite: Inequality, Politics and Greed. London; New York: Anthem Press, 2018. 260 p.

33. Stevens M.L. Creating a Class: College Admissions and the Education of Elites. Cambridge, Massachusetts; London: Harvard University Press, 2009. 308 p.

34. Tobolowsky B.F. Cultivating Anti-intellectualism in the Fictional University. In: Anti-Intellectual Representations of American Colleges and Universities: Fictional Higher Education. Ed. by B. F. Tobolowsky, P. J. Reynolds. New York: Palgrave Macmillan, 2017, pp. 1–14.

35. Trautwein U., Neumann M. Das Gymnasium. In: Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. K. S. Cortina, J. Baumert, A. Leschinsky, K.U. Mayer, L. Trommer (Hrsg.). Reinbek: Rowohlt, 2008, S. 467–502.

36. Universities and the Production of Elites: Discourses, Policies, and Strategies of Excellence and Stratification in Higher Education. Ed. by R. Bloch, A. Mitterle, C. Paradeise, T. Peter. Cham. Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. 392 p.

37. Zymek B. Ausleseverfahren und Institutionen der nationalen Elitebildung und ihre internationalen Herausforderungen. Eine historisch-vergleichende Skizze zu Frankreich, England und Deutschland. In: Elite und Exzellenz im Bildungssystem — Nationale und internationale Perspektiven. H.-H. Krüger and W. Helsper (Hrsg.). Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. Supplement 17. Wiesbaden: Springer VS, 2014, S. 59–79.
Статья

Поступила: 22.06.2022

Опубликована: 20.10.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гуторов, В.А. 2022. К вопросу об элитарных аспектах образовательной политики. Власть и элиты. 9, 2 (сен. 2022), 185–206. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.2.8.
Раздел
Элиты в интеллектуальном пространстве