Социальные медиа в России: новые формы политического участия. Основные подходы (2010–2022)

Научная статья
  • Владимир Беньяминович Гольбрайх Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия vgolbraih@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2380-2666
    Elibrary Author_id 650137 SPIN 6999-5423
    ResearchID O-4530-2017
Для цитирования
Гольбрайх В. Б. Социальные медиа в России: новые формы политического участия. Основные подходы (2010–2022) // Власть и элиты. 2024. Том 11. № 3. С. 118-136. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2024.11.3.5 EDN: OIZMCY

Аннотация

За последние десятилетия в связи с появлением социальных медиа в повседневной жизни человека произошли существенные изменения. Использование социальных сетей стало повседневной практикой российских граждан, что отразилось и на общественно-политической сфере и вызвало возрастающее внимание отечественных авторов к проблеме. Статья посвящена обзору российских исследований в этой одной из самых актуальных областей. В отечественной литературе активно исследуется использование социальных медиа в ходе конфликтов, вызванных различными проблемами. Российские авторы анализируют новые формы политического участия, новые типы общественных движений, трансформацию коллективных действий. Некоторые исследователи полагают, что идет становление социальных медиа как социального института. В связи с этим можно говорить и о процессе институционализации новых форм политического участия. В то же время существуют лакуны в отечественных исследованиях: влияние социальных медиа на политическое участие; организации общественных движений; трансформация коллективных действий. В отечественной литературе не виден критический взгляд в отношении социальных медиа, например влияния коммерческой и политической составляющей социальных медиа. Рост исследований социальных сетей позволяет быть уверенными, что новые работы дадут ответы на самые разные, пока еще не вполне изученные аспекты политического участия в социальных медиа.
Ключевые слова:
социальные медиа, политическое участие, общественно-политические конфликты, коллективные действия

Биография автора

Владимир Беньяминович Гольбрайх, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
кандидат социологических наук, научный сотрудник, Сектор социологии власти и гражданского общества

Литература

1. Ахременко А.С., Филиппов И.Б. Влияние силового подавления протеста на обсуждение протестной акции в социальных сетях // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 200–225. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.10

2. Бараш Р.Э. Социальные медиа как фактор формирования общественно-политических установок, российский контекст // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 430–453. https://doi.org/14515/monitoring.2022.2.1980

3. Бодрунова С., Литвиненко А. Fragmentation of society and media hybridisation in today’s Russia: How Facebook voices collective demand // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 14. С. 113–124.

4. Головин Н.А., Сибирев В.А. Факторы успеха сетевых протестных дви жений (анализ конфликта вокруг Исаакиевского собора в 2017–2018 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. № 2. С. 370–383. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.213

5. Гольбрайх В.Б. Антивакционное движение России в социальных медиа: протесты, формы участия //Актуальные проблемы Европы. 2023. № 3 (119). С. 194–213. https://doi.org/10.31249/ape/2023.03.10

6. Гольбрайх В.Б. Исследования социальных сетей в России: попытка библиометрического анализа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 62–83. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2140

7. Гольбрайх В.Б. Экологические конфликты в России и цифровое сетевое участие // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 74–85. https://doi.org/10.31857/S013216250005483-4

8. Гончаров Д.В., Нечай В.В . Антикоррупционные протесты 2017: отражение в Твиттере // Полития. 2018. № 1 (88). С. 65–81. https://doi.org/10.30570/20785089-2018-88-1-65-81.

9. Давыдов С.Г., Лебедев П.А. Онлайн-дискурс «второй волны» московских наблюдателей // Социологический журнал. 2015. № 3. С. 129–143.

10. Докука С.В. Практика использования онлайновых социальных сетей // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 137–145.

11. Климова А.М., Куликов С.П., Чмель К.Ш. Роль социальных медиа в формировании регионального экологического протеста в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 28–52. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2024

12. Ксенофонтова И.В. Новые солидарности в интернете: от дискуссии к действию: (на примере движения «За честные выборы») // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 125–137.

13. Никитинская А.А., Руссова О.Н. Социальные сети как площадка протестной активности // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / отв. ред. В. А. Мансуров. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3302–3307.

14. Олейник А. Кто эти мужчины и женщины на фотографии? Контент-анализ фотографий массовых протестов // Вестник общественного мнения. 2012. № 2 (112). С. 87–102.

15. Ушкин С.Г. Влияние виртуальных социальных сетей на протестную активность в российском обществе. Дис. … канд. соц. наук. Саранск: Мордовский государственный университет, 2015.

16. Цепилова О.Д., Гольбрайх В.Б. Экологический активизм: мобилизация ресурсов «мусорных» протестов в России в 2018–2020 гг. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. № 23 (4). С. 136–162. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.5

17. Чернышева Л.А., Запорожец О.Н. Цифровые платформы и мобилизация горожан: как локальность переопределяет коннективное действие // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 4. С. 124–148. https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.4.2352

18. Щекотуров А.В., Кришталь М.И. (Ре)конструирование смыслов политической акции в социальной сети «ВКонтакте»: кейс Ивана Голунова // Мир России. Социология. Этнология. 2020. № 4. С. 150–170. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-4-150-170

19. Bennett W., Segerberg A. Communication in movements. The Oxford handbook of social movements. Ed. by D. Della Porta, M. Diani. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. P. 367–382.

20. Bennett W., Segerberg A. The logic of connective action. Information, Communication & Society. 2012. No. 15 (5). P. 739–768. https://doi.org/10.1080/1369118X.2012.670661

21. Boulianne S. Twenty years of digital media effects on civic and political participation. Communication Research. 2020. No. 47 (7). P. 947–966. http://doi.org/10.1177/0093650218808186.

22. Calatayud M., Vázquez A. Mobilisation and surveillance on social media. The ambivalent case of the anti-austerity protests in Spain (2011–2014). Protests in the Information Age: Social Movements, Digital Practices and Surveillance. Ed. by L Melgaço, J. Monaghan. Oxford: Routledge, 2018. P. 21–39.

23. Christensen H. Political activities on the Internet: Slacktivism or political participation by other means? First Monday. 2011. No. 16 (2). https://doi.org/10.5210/fm.v16i2.3336

24. Conroy M., Feezell, J, Guerrero, M. Facebook and political engagement: A study of online political group membership and offline political engagement. Computers in Human Behavior. 2012. No. 28. P. 1535–1546. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2012.03.012

25. Dencik L., Leistert O. Introduction. Critical perspectives on social media and protest: Between control and emancipation. Ed. by L. Dencik. O. Leistert. L: Rowman & Littlefield, 2015. P. 1–12.

26. Earl J., Kimport K. Digitally enabled social change. Cambridge: MIT Press, 2011. 272 p.

27. Greenwood R., Oliver C., Sahlin K., Suddaby R. Introduction. The Sage Handbook of Organizational Institutionalism. Ed. by R. Greenwood, C. Oliver, K. Sahlin, R. Suddaby. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2008. P. 1–46.

28. Hjarvard S. From Mediation to Mediatization: The Institutionalization of New Media. Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. Ed. by A. Hepp, F. Krotz. Basingtoke: Palgrave Macmillan, 2014. P. 123–142.

29. Hosch-Dayican B. Online political activities as emerging forms of political participation: How do they fit in the conceptual map? Acta Politica. 2014. No. 49 (3). P. 342–346. https://doi.org/10.1057/ap.2014.7

30. Koopmans R., Olzak S. Discursive Opportunities and the Evolution of Right-Wing Violence in Germany. American Journal of Sociology. 2004. No. 110 (1). P 198–230. https://doi.org/10.1086/386271

31. Liu J From mobilization to legitimation: digital media and the evolving repertoire of contention in contemporary China Handbook of protest and resistance in China. Ed. by T. Wright. Cheltenham: Edward Elgar, 2019. P. 332–345.

32. Longo G. The internet as a social institution: Rethinking concepts for family scholarship. Family Relations. 2023. No. 72 (2). P. 621–636. https://doi.org/10.1111/fare.12825

33. Melgaço L. Monaghan J. Introduction: Taking to the Streets in the Information Age Protests in the Information Age: Social Movements, Digital Practices and Surveillance. Ed. by L Melgaço, J. Monaghan. Oxford: Routledge, 2018. P. 1–18.

34. Mercea D. Civic Participation in Contentious Politics: The Digital Foreshadowing of Protest. London: Palgrave MacMillan, 2016. 240 p.

35. Milan S. Mobilizing in times of social media. From a politics of identity to a politics of visibility. Critical perspectives on social media and protest: Between control and emancipation. Ed. by L. Dencik, O. Leistert L: Rowman & Littlefield, 2015. P. 52–71.

36. Morozov E. The brave new world of slacktivism. Foreign Policy. 2009. May 19. Accessed 22.03.2024. URL: https://foreignpolicy.com/2009/05/19/the-bravenew-world-of-slacktivism/.

37. Morozov E. The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom. NY: PublicAffairs, 2011. 448 p.

38. Stober R. What Media Evolution Is: A Theoretical Approach to the History of New Media. European Journal of Communication. 2004. No. 19(4). P. 483–505. https://doi.org/10.1177/0267323104049461

39. Theocharis Y. The conceptualization of digitally networked participation. Social Media + Society. 2015. No. 1 (2). P. 1–14. https://doi.org/10.1177/205630511561014

40. Theocharis Y., Lowe W., van Deth J. W., Garcia-Albacete G. Using Twitter to mobilize protest action: Online mobilization pattern and action repertoires in the Occupy Wall Street, Indignados, and Aganaktismenoi movements. Information, Communication & Society. 2015. No. 18 (2). P. 202–220. https://doi.org/10.1080/1369118X.2014.948035

41. Theocharis Y., Moor J., van Deth J. W. (2019) Digitally networked participation and lifestyle politics as new modes of political participation. Policy & Internet. 13 (2). P. 30–53. https://doi.org/10.1002/poi3.231

42. van Deth J. W. A conceptual map of political participation. Acta Politica. 2014. No. 49 (3). P. 349–367. https://doi.org/10.1057/ap.2014.6

43. Uldam J., Kaun A. Theorizing civic engagement and social media: The case of the “refugee crisis” and volunteer organizing in Sweden. Social media materialities and protest: critical reflections. Ed. by M. Mortensen, C. Neumayer, T. Poell. London: Routledge, 2019. P. 101–115.
Статья

Поступила: 01.08.2024

Опубликована: 28.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гольбрайх, В.Б. 2024. Социальные медиа в России: новые формы политического участия. Основные подходы (2010–2022). Власть и элиты. 11, 3 (дек. 2024), 118-136. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2024.11.3.5.
Раздел
Общественные движения и протесты