Образы истории Волжской Булгарии в постсоветском Татарстане: версия элит и массовые представления

Научная статья
  • Николай Иванович Карбаинов Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия nkarbainov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7100-0292
    Elibrary Author_id 497539 SPIN 3202-0392
    ResearchID N-8689-2015
Для цитирования
Карбаинов Н. И. Образы истории Волжской Булгарии в постсоветском Татарстане: версия элит и массовые представления // Власть и элиты. 2024. Том 6. № 2. С. 107–133. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2019.6.2.4 EDN: YRKINN

Аннотация

Средневековое государство Волжская Булгария занимает важное место в исторической политике современного Татарстана. Ее история преподносится в учебниках по истории Татарстана как «золотой век» и «одна из ярких цивилизаций Европы». История Волжской Булгарии, которая транслируется элитами в Татарстане, в отличие от истории Золотой Орды, не вступает в противоречие с исторической политикой современной России. При этом она используется татарскими элитами не только для целей исторической политики, но и для формирования туристического бренда республики. Для большинства жителей Казани Волжская Булгария, с одной стороны, самая интересная эпоха в истории Татарстана, что является отчасти результатом «булгаризации» в 2000–2010-е годы, с другой — большинство казанцев, в том числе казанцев-татар, не считают ее «золотым веком». Также большинство казанцев испытывают достаточно мало эмоциональных переживаний в связи с историей Волжской Булгарии, в отличие от событий XX в. Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы можем говорить только о «частичной татаризации» (или «частичной булгаризации» в этом конкретном кейсе) массового исторического сознания со стороны татарских элит.
Ключевые слова:
элита, Татарстан, национальная история, массовые представления, историческая политика, идеология

Биография автора

Николай Иванович Карбаинов, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
научный сотрудник Cектора истории российской социологии

Литература

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. 288 с.

2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

3. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. Казань: Институт истории АН РТ, 2003. 160 с.

4. Гилязов И. Из опыта преподавания национальной истории: история татарского народа в Казанском университете — вчера и сегодня // Ab Imperio. 2000. № 3–4. С. 359–366.

5. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века. Казань: Хэтер, 2008. 269 с.

6. Историческая политика в XXI веке: сб. статей / под ред. А. Миллера и М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 648 с.

7. Исхаков Д.М., Измайлов И.JI., Гилязов И.А., Гибатдинов М.М. История татарского народа (с древнейших времен до конца XVII века). Казань: Магариф, 2009. 423 с.

8. Исхаков С. История народов Поволжья и Урала: проблемы и перспективы «национализации» // Национальные истории в советском и постсоветском государствах / под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна; АИРО-ХХ, 1999. С. 273–295.

9. Карбаинов Н.И. Идеологема 1552 года в постсоветском Татарстане: версия элит и массовые представления // Власть и элиты. Т. 5 / отв. ред. А.В. Дука. СПб.: Интерсоцис, 2018. С. 211–237.

10. Карбаинов Н.И. Образы истории «тюркской цивилизации» в постсоветском Татарстане: элитарные версии и массовые представления // Журнал социологии и социальной антропологии, 2018. Т. 21, № 2. С. 45–74.

11. Карбаинов Н.И. Образы революционных событий 1917–1920-х гг. в постсоветском Татарстане: версии элит и массовые представления // Петербургская социология сегодня. 2018. Вып. 10. С. 77–98.

12. Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. Институционализация национальной школы в постсоветской России // Этносоциология в Татарстане: опыт полевых исследований. Сб. статей к юбилею Л.М. Дробижевой / под ред. Р.Н. Мусиной, Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 87–115.

13. Национальные истории в советском и постсоветском государствах / под ред. К. Аймермахера и Г.М. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна; АИРО-ХХ, 1999. 432 с.

14. Национальные истории на постсоветском пространстве — II / под ред. Ф. Бомсдорфа и Г.М. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна; АИРОХХ, 2009. 372 с.

15. Низамова Л.Р. Медиа-продукт и «национальная» идеология: кейсстади Всемирного конгресса татар // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане / под ред. С.А. Ерофеев, Л.Р. Низамова. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С. 166–233.

16. Овчинников А.В. Кровь и плоть воображаемых сообществ: биологизация этничности в дискурсах национальных историй (по материалам постсоветского Татарстана) // Конфликтогенный потенциал национальных историй: сб. науч. статей / отв. ред. и сост. А.В. Овчинников. Казань: Юниверсум, 2015. С. 177–198.

17. Овчинников А.В. Новый подход к изучению феномена современной «национальной историографии» (на примере «истории татарского народа») // Вестник Удмуртского университета. 2010. № 1. С. 79–85.

18. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.

19. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань: Татполиграф, 1998. 184 с.

20. Усманова Д. Создавая национальную историю татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков // Ab Imperio. 2003. № 3. С. 337–360.

21. Уяма Т. От «булгаризма» через «марризм» к националистическим мифам: дискурсы о татарском, чувашском и башкирском этногенезе. Новая волна в изучении этнополитической истории Волго-Уральского региона. Мацузато К. (ред.). Саппоро: Центр славянских исследований. 2003. С. 16–51.

22. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Древность и средневековье. Казань: Магариф, 2000. 255 с.

23. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа. 1992. 351 с.

24. Хаким Р.С. Тернистый путь к свободе (Сочинения 1989–2006 гг.). Казань: Татарское книж. изд-во, 2007. 368 с.

25. Хузин Ф.Ш. и др. История и культура татарского народа (Древний мир и Средние века). Казань: Татарское книж. изд-во, 2011. 207 с.

26. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. Казань: Хэтер, 2012. 93 с.

27. Цвиклински С. 2003 Татаризм vs. Булгаризм: «первый спор» в татарской историографии // Ab Imperio. 2003. С. 361–390.

28. Шнирельман В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором // Вестник Евразии. 2002. № 4. С. 128–147.

29. Шнирельман В. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX веке // Вестник Евразии, 1998. № 1–2. С. 131–152.

30. Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига, 2003. 592 с.

31. Alvarez Veinguer A. (Re)Presenting Identities: National Archipelagos in Kazan // Nationalities Papers. 2007. № 35 (3). P. 457–476.

32. Alvarez Veinguer A., Davis Н. Building a Tatar elite. Language and national schooling in Kazan // Ethnicities. 2007. Vol. 7, № 2. P. 186–207.

33. Davis, H., Hammond P., Nizamova L. Media, Language Policy and Cultural Change in Tatarstan: Historic vs. Pragmatic Claims to Nationhood // Nations and Nationalism. 2000. Vol. 6, № 2. P. 203–226.

34. Derrick M. The Tension of Memory: Reclaiming the Kazan Kremlin // Acta Slavica Iaponica. 2013. № 33. P. 1‒25.

35. Faller Н.M. Nation, Language, Islam: Tatarstan’s Sovereignty Movement. Budapest; N.Y.: Central European University Press, 2011. 348 р.

36. Friedli A. Tatarization of the City: Ethnocultural Youth Identity Management in Kazan, Tatarstan // Urbanities. 2012. Vol. 2, № 1. P. 4–17.

37. Graney K.E. Of Khans and Kremlins: Tatarstan and the Future of EthnoFederalism in Russia. Lanham: Lexington Books, 2009. 226 р.

38. Kinossian N. Post-Socialist Transition and Remaking the City: Political Construction of Heritage in Tatarstan // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64, № 5. P. 879–901.

39. Meurs van W. Tatar Textbooks: The Next Matrioshka. Ab Imperio // 2003. Vol. 3. P 407–421.

40. Rorlich Azode-Ayse History, Collective Memory and Identity: the Tatars of Sovereign Tatarstan // Communist and Post-Communist Studies. 1999. Vol. 32, № 4. P. 379–396.

41. Schamiloglu U. We Are Not Tatars! The Invention Bulgar Identity. In: Károly L., Nagy Kincses É. (ed.). Néptörténet — Nyelvtörténet. A 70 éves Róna-Tas András köszöntése. Szeged: 2001. P. 137–153.

42. Shnirelman V. Who gets the past? Competition for ancestors among nonrussian intellectuals in Russia. Washington D. C.; Baltimore; L.: Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 1996. 98 р.

43. Zverev A. ‘The Patience of a Nation is Measured in Centuries’. National Revival in Tatarstan and Historiography // Secession, History and the Social Sciences / еds. B. Coppieters and M. Huysseune. Brussels: VUB Brussels University Press, 2002. P. 69–87.
Статья

Поступила: 07.08.2019

Опубликована: 17.10.2019

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Карбаинов, Н.И. 2024. Образы истории Волжской Булгарии в постсоветском Татарстане: версия элит и массовые представления. Власть и элиты. 6, 2 (ноя. 2024), 107–133. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2019.6.2.4.
Раздел
Элиты в пространстве дискурса и символического