Элиты и образование: опыт политико-теоретического анализа

Научная статья
  • Владимир Александрович Гуторов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия gut-50@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8063-2558
    Elibrary Author_id 72442 SPIN 7952-4892
    ResearchID F-7724-2013
Для цитирования
Гуторов В. А. Элиты и образование: опыт политико-теоретического анализа // Власть и элиты. 2024. Том 5. С. 461-483. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2018.5.17 EDN: YTSRHF

Аннотация

Цель cтатьи — выделить и обсудить некоторые тенденции современных дискуссий относительно теоретических принципов и парадигм формирования элитарных моделей образования в современных западных странах. Одна из особенностей современного научного дискурса состоит в том, что взаимосвязь концепций элитарной политики с теоретическими проблемами образования, хорошо просматривающаяся в историческом плане и прочно зафиксированная в политической философии, далеко не всегда становится объектом внимания ученых. До недавнего времени ученые и политики редко обращали внимание на проблему, каким образом влиятельные социальные группы обеспечивают себе институциональные и практические преимущества в сфере образования. Отсутствие у специалистов в области образования сколько-нибудь ярко выраженного интереса к проблемам социального неравенства было характерно как для западной, так и для отечественной политической науки, в особенности в тех ее сегментах, которые были связаны с различными вопросами «перехода к демократии» бывших социалистических стран. Существенным обстоятельством является тот очевидный факт, что большинство размышлений на тему элит и образования, по крайней мере со второй половины ХХ в. и вплоть до наших дней, отмечены чертами глубокого скепсиса в отношении возможностей политических лидеров и общественных институтов осуществлять реформы в образовательной сфере. Причины скепсиса ученых и политических аналитиков многообразны и постоянно варьируются в зависимости от их философских, этических и «культурологических» предпочтений. Например, вплоть до наших дней продолжается острая дискуссия о преимуществах демократической и элитарной моделей образования, в рамках которой идеологические предпочтения явно превалируют над научными соображениями и доводами. В целом можно утверждать, что элитарные тенденции в образовательной политике, своеобразно проявляясь в различных культурах, как западных, так и восточных, постоянно демонстрируют наличие в них не только общих элементов, но и общих закономерностей развития. Такая тенденция особенно заметна и в тех странах, в которых (например, в Японии) система образования в послевоенный период была скопирована с североамериканской модели.
Ключевые слова:
элиты, образование, политика, демократия, капитализм, государство, дисциплинарное воспитание, рациональность, автономия, либерализм, социализм, консерватизм, ценности, индоктринация, этика, иерархия

Биография автора

Владимир Александрович Гуторов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии

Литература

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

2. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

3. Крамер Д., Олстед Д. Маски авторитарности. Очерки о гуру. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

4. Слотердайк П. Сферы. Плюральная сферология. Т. III. Пена / пер. с нем. К. Лощевского. СПб.: Наука, 2010.

5. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М.: Праксис, 2010.

6. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь мир, 2011.

7. Adler M.J. Haves Without Have-Nots: Essays for the 21st Century on Democracy and Socialism. N. Y.: Macmіllan Publіshіng Company, 1991.

8. Bodeus R. The Political Dimensions of Aristotle’s Ethics. Albany: State University of New York Press, 1993.

9. Cave P. Primary School in Japan. Self, Individuality and Learning in Elementary Education. L.; N.Y.: Routledge, 2007.

10. Cookson P.W., Persell C.H. Preparing for Power: America’s Elite Boarding Schools. N.Y.: Basic Books. 1985.

11. Critical Perspectives on Educational Leadership / ed. by J. Smyth. N.Y.; L.: Routledge-Falmer, 1989.

12. Courtois A. Elite Schooling and Social Inequality: Privilege and Power in Ireland’s Top Private Schools. L.: Palgrave Macmillan, 2018.

13. Cultural Hybrids of (Post)Modernism. Japanese and Western Literature, Art and Philosophy / ed. by M.J. Álvarez-Faedo, A. Monnickendam, B. PenasIbáñez. Bern etc: Peter Lang, 2016.

14. Duke B. The History of Modern Japanese Education. Constructing the National School System, 1872–1890. New Brunswick; New Jersey; L.: Rutgers University Press, 2009.

15. Elites and Democratic Development in Russia / ed. by A. Steen, V. Gel’man. L.; N.Y.: Routledge, 2008.

16. Havelock E.A. Preface to Plato. Cambridge, Massachusetts, L.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1963.

17. Japanese Youth in the Conservative Elite Society. Essays on the Liberal Young Super-Achievers / ed. by H. Itoh, B. Bernier. Lewiston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2014.

18. Lord C. Education and Culture in the Political Thought of Aristotle. Ithaca; L.: Cornell University Press, 1982.

19. Mills C.W. The Power Elite. L.: Oxford University Press, 1956.

20. Reeve C.D.C. Philosopher-Kings. The Argument of Plato’s Republic. Indianapolis; Cambridge: Hackett Publishing Company, Inc., 2006.

21. Sartori G. The Theory of Democracy Revisited. Chatam; New Jersey: Chatam House Publishers, Inc., 1987.

22. Schofield M. Plato. Political Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2006.

23. Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy. N.Y.: Harper Torchbooks, 1976.

24. Scruton R. The Palgrave Macmillan Dictionary of Political Thought. 3rd edn. Houndmills; N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007.

25. Smith K.B. The Ideology of Education. The Commonwealth, the Market, and America’s Schools. Albany: State University of New York Press, 2003.

26. Sugimoto Y. An Introduction to Japanese Society. Fourth Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
Статья

Поступила: 19.04.2018

Опубликована: 18.09.2018

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Гуторов, В.А. 2024. Элиты и образование: опыт политико-теоретического анализа. Власть и элиты. 5, (дек. 2024), 461-483. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2018.5.17.
Раздел
Элиты в социокультурном измерении