К вопросу об идейных истоках современной демократической традиции

Научная статья
  • Иван Алексеевич Фомичев Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия cool.v-f@yandex.ru
Для цитирования
Фомичев И. А. К вопросу об идейных истоках современной демократической традиции // Власть и элиты. 2024. Том 5. С. 484-525. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2018.5.19 EDN: YTSRHN

Аннотация

На своей родине, в Древней Греции, демократия не снискала популярности среди философов и мыслителей. Вплоть до XIX в. демократия ассоциировалось с беззаконием и правлением толпы. Подобную оценку разделяли, помимо многих других, Джеймс Мэдисон и Александр Гамильтон — отцы-основатели США. Наиболее пригодной формой правления считалась республика, отнюдь не отождествлявшаяся с демократией. Именно республикой были США в глазах тех, кто заложил основы этого государства. Только в 1830-х годах слово «демократия» начинает приобретать положительные коннотации и использоваться политиками и публицистами для описания системы представительного правления, сложившейся в США. В связи с этим в статье рассматривается роль, которую сыграла республиканская традиция в становлении современной идеи демократии. Поскольку ключевыми ценностями республиканизма были не всеобщее равенство и правление народа, а стабильность и долговечность государства, данная традиция является демократической лишь в ограниченной степени. Республика — так, как ее понимал, например, второй президент США Джон Адамс — представляла собой скорее смешение аристократии и демократии. Помимо республиканской традиции, рассматривается зарождение таких ключевых принципов современной демократии, как конституционализм и право на сопротивление. Оба этих принципа зародились внутри традиций, весьма скептически настроенных по отношению к идее демократии. Ни конституционализм, ни право на сопротивление не связаны напрямую с формой правления, при которой воля народа является последней инстанцией в разрешении ключевых политических вопросов. Несмотря на то что в рамках обеих доктрин источником суверенитета считался народ, это не означало, что сам народ должен быть сувереном. Вместо этого и конституционалистская аргументация, и аргументация монархомахов основывались на том, что действия государя должны быть ограничены рамками закона. В конце статьи делается вывод, согласно которому низкий уровень гражданского участия и ограниченная степень влияния граждан на проводимую государственную политику может рассматриваться как характеристики, в какой-то мере внутренне присущие современной демократии.
Ключевые слова:
демократия, представительное правление, республиканизм, конституционализм, концилиаризм, тираноборчество, право на легитимную революцию

Биография автора

Иван Алексеевич Фомичев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
магистрант факультета политологии

Литература

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1983. С. Т. 4. 375–645.

2. Бейлин Б. Идеологические истоки Американской революции. М.: Новое издательство, 2010.

3. Гуггенберг Б. Теория демократии (словарь политических понятий) // Полис. Политические исследования. 1991. № 4 (4). С. 136–148.

4. Гуторов В. А. Политическое образование и университетская традиция // Политическая экспертиза: Политекс. 2009. № 4 (5). С. 20–39.

5. Гуторов В. А. Теория демократии как историческая проблема: к постановке вопроса // Вестник СПбГУ. Международные отношения. Политология. 2014. № 4 (6). С. 114–126.

6. Кант И. К вечному миру // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 7. С. 5–56.

7. Канфора Л. Демократия. История одной идеологии. СПб.: Александрия, 2012. 500 с.

8. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа: 400–1500 годы. М.: Весь мир, 2001. 384 с.

9. Кондратенко С. Е. К проблеме тирании и тираноборчества в средневековом политическом дискурсе // Вестник СПбГУ. Международные отношения. Политология. 2015. № 4 (6). С. 56–67.

10. Кондратенко С.Е. Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.01. СПб., 2013.

11. Кудрявцева Т. В. Афинская демократия: «гадкий утенок» европейской историографии (от Макиавелли до Констана) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 8. С. 124–129.

12. Магун А. Демократия, или Демон и гегемон. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

13. Манен Б. Принципы представительного правления. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.

14. Монтескьё Ш.-Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999.

15. Мюллер Я.-В. Споры о демократии: политические идеи в Европе ХХ века. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.

16. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79– 420.

17. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 1: Эпоха Ренессанса. М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2018a.

18. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 2: Эпоха Реформации. М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2018б.

19. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Прогресс; Литера, 1993.

20. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1995.

21. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.

22. Burns J.H. The Cambridge History of Medieval Political Thought. Cambridge: Cambridge University press, 1991. c. 350 - 1450.

23. Capozzi E. Republicanism and representative democracy: The heritage of James Harrington // European Review of History: Revue européenne d’histoire. 1998. № 5 (2). Р. 197–204.

24. Dahl R.A. How democratic is the American constitution? New Haven: Yale University Press, 2003.

25. Dupuis-Déri F. The Political Power of Words: The Birth of Pro-democratic Discourse in the Nineteenth Century in the United States and France // Political Studies. 2004. № 52 (1). Р. 118–134.

26. Finley M. Athenian Demagogues // Past & Present. 1962. № 21 (1). Р. 3–24.

27. Giesey R.E. The Monarchomach Triumvirs: Hotman, Beza and Mornay // Bibliothèque d’Humanisme et Renaissance. 1970. № 32 (1). Р. 41–56.

28. Hansen M. The Tradition of The Athenian Democracy A.D. 1750–1990 // Greece & Rome. 1992. № 39 (1). Р. 14–30.

29. Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

30. Maddox G. Republic or democracy? // Politics. 1993. № 28 (4). Р. 9–26.

31. McCormick J.P. Machiavelli against Republicanism: On the Cambridge School’s “Guicciardinian Moments” // Political Theory. 2003. № 31 (5). Р. 615– 643.

32. Nederman C.J. A Duty to Kill: John of Salisbury’s Theory of Tyrannicide // The review of Politics. 1988. № 50 (3). Р. 365–389.

33. Nederman C. J. Conciliarism and constitutionalism: Jean Gerson and medieval political thought // History of European ideas. 1990. №, 12 (2). Р. 189– 209.

34. Oakley F. Nederman, Gerson, Conciliar Theory and Constitutionalism: Sed Contra // History of Political Thought. 1995. № 16 (1). Р. 1–19.

35. Pocock J.G.A. Machiavelli, Harrington and English Political Ideologies in the Eighteenth Century // The William and Mary Quarterly: A Magazine of Early American History. Williamsberg: Omohundro Institute of Early American History and Culture,1965. Р. 549–583.

36. Pocock J.G.A. The Machiavellian Moment: Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition. Princeton: Princeton University Press, 1975.

37. Roberts J. Athens on Trial: The Antidemocratic Tradition in Western Thought. Princeton: Princeton University Press, 1994.

38. Rosanvallon P. Counter-Democracy: Politics in an Age of Distrust. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

39. Sartori G. The Theory of Democracy Revisited. Chatam; New Jersey: Chatam House Publishers, Inc., 1987.

40. Saxonhouse A. W. Athenian Democracy: Modern Mythmakers and Ancient Theorists // Political Science and Politics. 1993. № 26 (3). Р. 486–490.

41. Shear J.L. Religion and the Polis: The Cult of the Tyrannicides at Athens // Kernos. 2012. № 25 (1). Р. 27–55.

42. Shoemaker R.W. “Democracy” and “Republic” as Understood in Late Eighteenth-Century America // American Speech. 1966. № 41 (2). Р. 83–95.

43. VanDrunen D. The use of natural law in early Calvinist resistance theory // Journal of Law and Religion. 2006. № 21 (1). Р. 143–167.

44. Witte J. Rights, Resistance, and Revolution in the Western Tradition: Early Protestant Foundations // Law and History Review. 2008. № 26 (3). Р. 545–570.

45. Wootton D. Republicanism, liberty, and commercial society, 1649–1776. Stanford: Stanford University Press, 1994.
Статья

Поступила: 17.05.2018

Опубликована: 18.09.2018

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Фомичев, И.А. 2024. К вопросу об идейных истоках современной демократической традиции. Власть и элиты. 5, (дек. 2024), 484-525. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2018.5.19.
Раздел
Демократия и гражданское участие