https://powerelites.ru/index.php/powerelites/issue/feed Власть и элиты 2024-09-07T15:50:39+03:00 Aleksandr V. Duka a_duka@mail.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong> 2410-9517 (print)<br><strong>Периодичность</strong>: 4 раза в год (до 2024 г. – 2 раза в год)<br><strong>Издается</strong> с 2014 Г.<br><strong>Главный редактор</strong> – А.В. Дука, к. полит.н.<br><strong>Индексируется</strong>: РИНЦ, <br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа</p> https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/NHCUYD Элиты в кризисном обществе 2024-09-07T15:50:35+03:00 Александр Владимирович Дука alexander-duka@yandex.ru <p><em>Анализируются действия политико-административных элит в условиях кризиса. Кризис определяется как максимальная неопределенность существования социетальной (под)системы вследствие неадекватности прежних механизмов ее регулирования. Элиты рассматриваются как динамическая часть ситуации кризиса. Реализация антикризисных мер предполагает также проведение внутреннего разделения в отношении мер, принимаемых доминирующей элитной группой, на сторонников и оппонентов. Сами меры реагирования на кризис зависят от его характера и возможностей элитных групп. Выход из кризисной ситуации может предполагать больше, чем один вариант. Конкуренция внутри элитного сообщества помимо программ основывается на привлечении ресурсов и обеспечении легитимации. В деятельности элит существуют ограничения. Они носят социетальный, нормативный, ценностный и прочий характер. Следование ограничениям обеспечивает легальность и легитимность действиям властных групп. Вместе с тем элиты могут действовать вопреки ограничениям, пытаясь оправдать это целесообразностью и эффективностью. Основанием такой практики является относительная автономность элит. Одновременно в условиях кризиса элиты стремятся максимизировать свой потенциал за счет иных акторов, сужая их возможности в публичной сфере. Расширение такого рода деятельности может приводить к уменьшению роли демократических форм осуществления власти и возвышению авторитарных. При слабом развитии граж</em><em>данского общества и низкой институционализации демократических форм авторитарные тенденции могут поддерживаться не только элитными группами, но и частью населения. Легитимация такой тенденции может осуществляться посредством дискурса нормализации и следования историческому пути.</em></p> 2022-08-16T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/AIYRAM Деинституализация правящей политической элиты: в поисках теоретической модели 2024-09-07T15:50:37+03:00 Александр Иванович Соловьев solovyev@spa.msu.ru <p><em>Историческая логика развития правящего меньшинства отражает ряд фаз и стадий в его многогранной эволюции. Как показано в статье, одним из таких исторических этапов является образование элитарных слоев, которые формируют новые грани политического господства в рамках государственного устройства, существующего с Нового времени. В свою очередь, исторический опыт элитогенеза продемонстрировал три основные формы осуществления политической гегемонии этого корпуса правящего меньшинства — институализацию, деинституализацию и реинституализацию. Каждая из них знаменует особый стиль применения власти и управления, в конечном счете отражающих характер взаимодействия государства и общества. В контексте этого теоретического подхода раскрываются специфические особенности деинституализации правящей элиты в современном российском обществе, описываются типичные для этого состояния формы взаимодействия верхов с гражданским населением, делаются прогнозы относительно перспектив сохранения и изменения сложившегося типа правления.</em></p> 2022-08-16T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/QSZBAE Высокопоставленные чиновники федеральных экономических министерств России: основные каналы рекрутирования и карьера 2024-09-07T15:50:35+03:00 Денис Борисович Тев denis_tev@mail.ru <p><em>Анализируются каналы рекрутирования и карьера высоко поставленных чиновников министерств экономического блока правительства РФ. Эмпирическую основу исследования составила биографическая база данных 225 заместителей министров и директоров департаментов восьми министерств. Исследование показало, что бюрократическая профессионализация — наиболее выраженная характеристика карьеры чиновников. Основной канал их рекрутирования — федеральная администрация, причем подавляющее большинство перед вхождением в нынешнюю должность уже некоторое время работали в своем министерстве. Эти тенденции могут свидетельствовать о значимости меритократического отбора, основанного на компетентности. Вместе с тем классических бюрократов с чисто административной карьерой, особенно проведенной в одном министерстве, явное меньшинство. Присутствует межведомственная мобильность, а наибольшее распространение получили смешанные карьеры, в которых административный опыт сочетается с небюрократической занятостью. Самым важным, хотя в основном косвенным, источником внешнего рекрутирования чиновников являются коммерческие организации, причем особенно существенна роль крупных государственных компаний, принадлежащих к отраслям, курируемым министерствами. При этом опыт работы в бизнесе обнаруживается чаще, а непосредственное внутриведомственное рекрутирование реже на высшем уровне административной иерархии. Заметны и различия между министерствами. В частности, выделяются министерства с наиболее бюрократизированными карьерами и особенно важной ролью внутриведомственного опыта и министерства с наиболее выраженными плутократическим рекрутированием. Наконец, в ряде министерств заметно присутствие пересечений между министрами и их подчиненными в карьере, предшествующей нынешней должности, что может говорить о значимости патримониального рекрутирования чиновников, основанного на личной преданности и патрон-клиентских отношениях.</em></p> 2022-08-18T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/ARBPGT Положение бизнес-элиты в региональных моделях влиятельности (на примере Тамбовской области) 2024-09-07T15:50:38+03:00 Дмитрий Анатольевич Соловьев dmitry.a.solovev@yandex.ru <p><em>Цель статьи — построение модели позиционной влиятельности лиц, принимающих решения в сфере экономики на региональном уровне. Концепция позиционного метода идентификации элит реализуется посредством анализа документов (списков аффилированных лиц и финансовой отчетности корпораций за N год), а контрольные мероприятия проведены с использованием результатов репутационного исследования. В качестве объекта изучения выбраны корпорации с выручкой более 2 млдр рублей в 2018 г., зарегистрированные в Тамбовской области. Объекты выборки классифицированы на основании состава участников&nbsp; обществ. Это позволило выделить принципы, по которым можно установить отдельных представителей бизнес-элиты: топ-менеджеров и собственников компаний. Бизнесмены, влиятельность которых идентифицирована с помощью позиционного и репутационного методов, чаще всего принадлежат к когорте собственников компаний. Большинством в этой прослойке бизнес-элиты являются лица федерального уровня влияния. Позиции топ-менеджеров заметно скромнее, их влиятельность обусловлена доминирующим положением материнской компании и, как следствие, объемом контролируемых экономических ресурсов. Теоретическая значимость работы заключается в создании унифицированных правил, позволяющих учитывать российскую специфику при определении персонального и качественного составов бизнес-элиты.</em></p> 2022-08-18T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/AACIWC Люди и проекты: лидерство как основа формирования властных групп в современном городе (опыт анализа постсоветской истории в региональных центрах Сибири) 2024-09-07T15:50:36+03:00 Юрий Александрович Пустовойт pustovoit1963@gmail.com <p><em>Рассматривается проблема формирования властных групп в городах. На основе концепции интерактивных ритуалов Р. Коллинза автор предлагает набор операционализированных переменных, позволяющих объяснить феномен лидерства, проявляющийся в ходе избирательных кампаний, и возникающие на этой основе различные типы городских режимов: иерархического контроля и сетевой координации. В рамках предложенного подхода рассмотрены значимые электоральные события в двух сибирских городах — Новокузнецке и Новосибирске, представляющих собой контрастные случаи режимов. В качестве эмпирической базы вместе с полученными ранее в этих городах данными (интервью, наблюдения и анализ итогов голосования) проведено сравнение комплексов газетных публикаций и агитационного материала, позволяющее выяснить, как в различные периоды кандидаты формулировали основной комплекс городских проблем и способов их решения (мобилизационную повестку). Автор выделяет три этапа формирования различий в мобилизационных повестках, определяя их как личностный, позиционный и государственный. Если на первых этапах имел значение специфический городской политический опыт и самостоятельность, то начиная с «нулевых» и далее субъект ность городских властей с различной скоростью уменьшается, политические функции сужаются в пользу хозяйственных и административных, предлагаемые проекты сосредоточиваются вокруг проблем благоустройства и застройки. Эта тенденция, основанная на представлениях о власти как доминировании (D-модель), снижает солидарность горожан, их эмоциональную энергию, инициативу и вступает в противоречие с естественной моделью городского развития, предполагающей увеличение масштаба и социального разнообразия.</em></p> 2022-08-18T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/ELCECC Критерии отбора глав муниципалитетов: формальные предписания и реальные практики 2024-09-07T15:50:38+03:00 Алла Евгеньевна Чирикова chirikova_a@mail.ru <p><em>Рассматривается наиболее актуальная проблема выборного процесса кандидатов на должность глав муниципалитетов — критерии отбора конкурсной комиссией кандидатов на должность глав&nbsp; администраций малых российских городов. Модель конкурса пришла на замену прямым выборам, считается весьма противоречивой и вызывает многочисленные споры среди специалистов. Именно поэтому в работе, с одной стороны, уделяется особое внимание формальным основаниям функционирования такой модели в оценках правоведов, с другой — приводятся эмпирические оценки региональными и локальными элитами наиболее востребованных критериев отбора кандидатов. Исследование проводилось в трех российских регионах с разным социально-экономическим профилем. Оценки, данные региональными элитами, дополнялись оценками локальной элиты в четырех малых российских городах. Всего проведено 92 интервью в 2018–2020 гг. На основании полученных материалов можно утверждать, что пока конкурсная модель выборов не получила однозначной оценки ни у правоведов, ни у представителей элитного корпуса. Региональные и локальные элиты, описывая действующие критерии отбора, признают, что оценка личностных качеств кандидатов осознается&nbsp; лицами, принимающими решения, как наиболее важная в конкурсном&nbsp; отборе, но именно она имеет субъективный характер, что приводит к доминированию неформальных практик над формальными в процессе отбора кандидатов. Обращает на себя внимание тот факт, что локальные элиты в большей степени ориентированы при выборе на лидерские качества кандидата, тогда как регионалы в большинстве своем предпочитают исполнителей.</em></p> 2022-08-16T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##